Доклад Тема Л. К

Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

  • - Черный ход еще не заперт, - Мина Карловна сидит. - Извиняюсь... не нарочно... Я и сам тому не рад.....

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Минска, Н. Новгорода. Гастролировала по городам России и Украины, в Смоленске, Воронеже...
  • - сов. математик. Окончила Моск. ун-т. С 1926 работает там же. Осн. работы относятся к теории функций действительного переменного...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная драматическая актриса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательн.-переводч. под псевдонимом "Аполлонская"; р. в СПб. 1811 г. 3 февр., † 1874 г. 19 ноября в Гельсингфорсе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотрудница журнала "Северный Меркурий" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотр. "Северн. Меркурия" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - педагог-дошкольница. Совместно с Шацким руководила, начиная с 1908, постановкой дошкольного воспитания в московском обществе "Детский труд и отдых"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Брошель, Александра Карловна - известная драматическая артистка. Брошель воспитывалась в петербургском театральном училище и развитием своего таланта была обязана выдающейся Вере Васильевне Самойловой...

    Биографический словарь

  • - известная драматическая актриса, родилась в 1845 году; воспитывалась в СПб. театральном училище, откуда выступила на сцену 9-го февраля 1864 г., дебютировав, не особенно успешно, в драме Каменской: "Лиза Фомина"...
  • - писательница, внучка известного немецкого писателя и публициста Меркеля, содействовавшего своими статьями освобождению латышей при Александре I. Род. в 1840 году. В семидесятых годах получила от Моск....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий нумизмат...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский математик, доктор физико-математических наук. В 1921 окончила Московский университет, с 1926 работала там же, профессор...
  • - первая русская женщина-статистик, деятель в области профессионального образования, писательница народнического направления...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский математик, доктор физико-математических наук, профессор. Труды по теории функций, в т. ч. по теории рядов...
  • - Горбуно́ва Минна Карловна, первая российская женщина-статистик, экономист. Изучала женское профессиональное образование за границей, вела переписку с Ф. Энгельсом...

    Большой энциклопедический словарь

"Шлегер, Луиза Карловна" в книгах

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна 1879–1966Издавала журнал «Мир Божий» (с 1906 – под назв. «Современный мир»). Первая жена А. Куприна. Автор книги воспоминаний «Годы молодости».«Муся была странная девушка. Очень хорошенькая. Стройная, с правильным лицом, с

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846), ур. гр. Шернваль фон Валлен, баронесса - дочь выборгского губернатора К. Шернваля, шведка, младшая сестра Авроры Шернваль, жена (с 1828) графа В. А. Мусина-Пушкина, участника декабристского

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853),

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853), жена М. Ю. Виельгорского, графиня, урожденная герцогиня Бирон, фрейлина императорского двора. Была дружна с Гоголем, в котором видела учителя жизни.26 марта н. ст. 1844 г., только что покинув В. в Ницце, Гоголь писал ей из Страсбурга: «Никак

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902)

Из книги автора

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902) Дочь выборгского губернатора, шведка. Смуглая брюнетка, отличалась исключительной красотой, строгой и пластичной. Пушкин не раз встречался с ней в свете. Баратынский писал к ней: Выдь, дохни нам упоеньем Соименница зари! Всех румяных

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846)

Из книги автора

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846) Сестра предыдущей. В 1828 г. жена богача графа В. А. Мусина-Пушкина. Как и сестра, знаменитая красавица. В свете производили фурор ее белокурые волосы, синие глаза и черные брови. Влюбленный в нее Лермонтов писал: Графиня

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Тайны дома Романовых автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА

Из книги 100 знаменитых женщин автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА Урожденная Яниш(род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица. Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Ливен, единственной в русской

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Дивен, единственной в русской

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица.Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Бари Нина Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Павлова Каролина Карловна

БСЭ

Павловская Эмилия Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Горбунова Минна Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

ПАВЛОВА, Каролина Карловна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ПАВЛОВА, Каролина Карловна (1807–1893), поэтесса, переводчик 10 Одно, чего и святотатство Коснуться в мире не могло; Моя напасть! мое богатство! Мое святое ремесло! «Ты, уцелевший в сердце нищем…» (1854) ? Павлова К. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л., 1964, с.

Внушительную активность в формировании организаций для детей дошкольного возраста в первой половине XX в. произвели общественные организации города Москвы. Среди них как наиболее инициативная выделялось Московское общество воспитательниц и учительниц, при Педагогических курсах которого в 1908 г. был открыт детский сад для девочек, а в 1910 г. - отделение по подготовке педагогического состава детских садов. Интенсивное всестороннее развитие совокупности детских садов после Великой Октябрьской социалистической революции выдвинуло на первый план потребность в разработке абсолютно новой системы общественного дошкольного воспитания. Формирование советского дошкольного воспитания данного времени происходило в борьбе с самыми разными буржуазными формами организации и теориями: теорией свободного воспитания, самостоятельного развития и методом проектов. Всестороннюю известность в данный период времени набирает общество «Settlement» Станислава Теофиловича Шацкого, где и осуществляла свою активную деятельность Луиза Карловна Шлегер, как один из активных его членов. Как и остальные представители данного общества, она с интенсивным упором проявляла свою позицию против целевой направленности официальной педагогики. Основная цель деятельности общества была направлена на то, чтобы сделать менее трудной и тяжелой положение детей трудящегося состава населения. Слова Шацкого «возвратите детям их детство» представляли главный его девиз. Участники общественного движения прилагали все возможные усилия, чтобы воплотить в жизнь идею «защиты детства», сформировать «новое воспитание детей», без силового принуждения и наказаний, властвовавших в казенной школе. Всецело поглощенные данной утопической идеей, они предпринимали все возможные попытки, чтобы на практике водворить в жизнь отличительные от других «оазисы» - воспитательно-образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность в отсутствии действующей системы школьного образования. Члены общества осознавали, что столь трудное положение детей трудящихся связано с государственным строем царской России, но все равно они считали, что изменить в лучшую сторону жизнь народа, а так же «защитить детство», можно лишь при помощи распространения знания и правильного воспитания. Но идеи не схожие с государственной политикой стали следствием закрытия в 1907 г. общества «Settlement». Не смотря на факт того, что участники общества не были ни каким образом связаны с революционным движением рабочего класса Москвы, факт закрытия был обоснован следующим образом: «за предпринимаемые попытки воплощения социализма среди маленьких детей».

Закрытие общества «Settlement» не смогло погасить страсть горевшую в сердцах его участников. Группа педагогов продолжила свою интенсивную деятельность во вновь сформированном ими в 1909 г. обществе «Детский труд и отдых». Здесь ими меньше внимания отводилось социальным проблемам, а основная идея была представлена более полной разработке методических вопросов, анализу литературы и опыта зарубежной педагогики.

Луиза Карловна Шлегер - общепризнанный деятель дошкольного воспитания в дореволюционные годы и впервые годы правления Советской власти проводила чрезвычайно внимательное изучение литературы по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом. Она между тем была отрицательно настроена в отношении к механическому перенесению заграничных образцов в русскую педагогику. Первоначально в находящемся под ее руководством детском дошкольном учреждении были введены занятия с фребелевским материалом, но после итогов скрупулезного анализа они были отвергнуты ею и сняты за формализм, не допускающий возможности детской активности и творчества. Не принят ею также был и материал Монтессори, так как она считала, что в нем отсутствует связь с жизнью и интересами детей.

В процессе своей педагогической деятельности Луиза Карловна устремлялась к поиску абсолютно новых путей воспитания, следуя сформировавшимся условиям жизни в России и национальных отличительных черт русского народа. Совместно со своими сотрудниками она производила подбор нового дидактического материала - «жизненный материал (глина, песок и дерево), который предоставлял бы детям возможность обнаружить в себе творческую активность и самостоятельную творческую деятельность.

От программных, строго подчиненных регламенту занятий по Фребелю воспитательницы под управлением Шлегер произвели переход к формированию процесса воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы действий в играх и занятиях. Взяв за основу принцип «присматриваться к детям, куда они поведут», а именно ориентируясь на их самопроизвольное, стихийное развитие, Луиза Карловна встала на путь педоцентризма. Но на практике воспитательная деятельность в народном детском саду со временем полностью расходилась с теоретической позицией педоцентризма, что нашло свое отражение в отчетах детского сада за временной период с 1909 по 1917 гг. В качестве яркого примера служит факт того, что воспитательницы дошкольного учреждения были вынуждены осуществлять в своей работе установку каких-то определенных элементов организованного влияния на детей, формировать известную последовательность в работе, оригинально, хотя бы поверхностно производить управление над жизнью детей. Совместно со свободными занятиями, сформированными на базе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, осуществлялся порой ввод «обязательных занятий для всех детей» (дежурства). Соответствующие занятия способствовали поддержанию определенной устойчивости и последовательности в воспитательной работе детского сада. Таким образом, сотрудники дошкольного учреждения заранее не обдуманно становились на путь преодоления педоцентризма, при этом все больше отстраняясь вопросов планирования и продуманной организации воспитательной работы. На том этапе, где практика производила выход их на вполне самостоятельный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада внесли вклад, наделенный большим значением в методике работы с детьми дошкольного возраста. И это все происходило несмотря на то, что ни Шлегер, ни ее сотрудницы в данный период времени еще не смогли встать на верный путь.

Для того, чтобы предоставить семилетним детям народного детского сада естественный и неощутимый для них переход в начальную школу, а также, для того, чтобы увеличить границы опыта поиска «новых путей воспитания и образования детей школьного возраста», при обществе «Settlement» в 1907 г. открылась экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.

Осуществив анализ и произведя обобщение практики народного детского сада Луиза Карловна разработала несколько выпусков пособия для работников детских садов, которые имели название «Материалы для бесед с маленькими детьми». В пособиях была обозначена литература для воспитателей, игры и песни для детей, представлены экскурсии, проведение которых может быть представлено и в иных детских дошкольных учреждениях. Издания были наполнены иллюстрациями и фотоснимками детских рисунков и поделок.

Данные пособия не содержали в себе текст самих бесед, а содержали лишь вопросы, относящиеся к содержанию в соответствии с темами бесед («лето», «осень», «зима», «весна» и «фрукты»). Луиза Карловна не устанавливала перед собой цель воспроизвести полное содержание занятий детского сада, а ею были выделены только лишь одни беседы с детьми и связанные с ними самостоятельно изготовленные детские работы.

В «Материалах для бесед с маленькими детьми» ей были представлены важные методические указания о том, каким образом необходимо задавать детям наводящие вопросы, как осуществлять развитие их внимательности, каким образом выполнять процесс коллективной и индивидуальной работы в тесной связи с беседами (из бумаги, глины и дерева, являющиеся своеобразным «языком детей»). Здесь обозначалось, как именно необходимо производить рассказывание детям, основываясь при этом на их возраст и уровень развития. Соответствующее пособие приобрело широкую известность и массовое распространение в России. Оно получило положительный отзыв со стороны зарубежных педагогов, несмотря на то, что в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма. Итогом педагогических исканий Шлегер стала «Практическая работа в детском саду», выступившая в виде краткого руководства для работников детских садов, центров и приютов по наиболее значимым разделам воспитательной работы.

На главные позиции в педагогическом процессе детского сада Шлегер ставила игровую деятельность. «Ребенку нужно предоставить широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре необходимо относиться с огромным вниманием и полной серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Неоспоримой значимостью ею был наделен ручной труд (главным образом работы по дереву). «... Он предоставляет выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Ручной труд оказывает большую помощь в осуществлении процесса воспитания у детей и формирования их умения владеть собой, а так же внутренней самостоятельной дисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение и интересы формируются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен состоять в тесной связи с другими занятиями, а кроме этого у детей необходимо воспитывать привычные реакции самостоятельного обслуживания, что оказывает благоприятное влияние на их самостоятельность, замечала Шлегер.

Луиза Карловна отводила большое внимание физическому воспитанию и рациональному питанию детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - представляли главные условия для осуществления их нормального развития. Согласованность элементов движения под музыку, подвижные игры, ручной труд и деятельность по самостоятельному обслуживанию представлялись как неотъемлемые элементы правильного физического развития ребенка.

В своей книге «Практическая работа в детском саду», Шлегер обозначила методические указания в отношении вопросов физического и эстетического воспитания, воспитания у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, а так же аспекты в отношении определенных вопросов умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания и драматизации).

Не оставалось в стороне и воспитание в отношении органов чувств. Главный путь сенсорного воспитания детей представлялся Шлегер в виде естественной ежедневной воспитательной трудовой деятельности с ними - в играх, ручных работах и занятиях со строительным материалом. В ряде случаев для осуществления проверки развития органов чувств ей были применены специально предназначенные упражнения. Так в народном детском саду Луизой Карловной был применен значительный по величине строительный материал для игр и занятий, введены куклы, применению которых в воспитательной работе детского сада она уделяла большое внимание. «Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней», - писала Шлегер. - «Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка».

В своей книге Шлегер обозначила рекомендации, обращенные к воспитательному составу, чтобы они вели свою группу, начиная с младшей и до перехода детей в школу, что обеспечит достаточно полное изучение индивидуальных особенностей детей и подход к каждому из них на практике.

В книге Луизы Карловны Шлегер отсутствует даже намек на религиозное воспитание детей, что значительно отличает ее от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой). Ее книга «Практическая работа в детском саду» приобрела широкое распространение среди дошкольных работников до революции. Она выступала в роли настольной книги дошкольных работников и впервые годы Советской власти.

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер берет свое начало с 1882 г., а с 1905 г. она предстает в виде активного участника общества «Settlement» и «Детский труд и отдых», основная деятельность которых представлена воспитательными мероприятиями, направленными на детей бедных слоев населения Москвы.

Луиза Карловна Шлегер оказала большое влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В практической деятельности Луизы Карловны и ее сотрудников в народном детском саду имеются большие методические достижения. Однако, несмотря на то, что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Луизой Карловной Шлегер, представал в виде образца продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала отстаивать позиции защиты «свободного самовыявления ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка».

Краткие биографические данные

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц.

В 1882 году Л.К. Шлегер начинает работать в качестве учителя начальных классов, также в семьях выполняет функции домашней воспитательницы, чуть позднее осуществляет педагогическую деятельность в детском приюте для бедных и больных детей г. Москвы.

В 1906 году принимала активное участие в создании просветительного общества «Сетлемент», которое далее было преобразовано в общество «Детский труд и отдых».

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, осуществляющего работу в форме экспериментально-педагогической лаборатории. Одновременно, начиная с 1907 г. осуществляла работу вместе с Е.Я. Фортунатовой в экспериментальной начальной школе для мальчиков и девочек. Являлась также преподавателем Московского городского народного университета, где осуществляла подготовку воспитательниц.

В 1918году Л.К. Шлегер осуществляла консультативную работу по организации дошкольного воспитания в Наркомпросе.

С 1919 года по 1932 год являлась заведующей дошкольного отдела, орагизованного при первой опытной станции по народному образованию.

В 30-хх гг. проводила исследовательскую работу по проблемам начального обучения.

Умерла в 1942 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

Л.К. Шлегер внесла значительный вклад в разработку вопросов организации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада.

Заметный след в педагогике оставили работы Л.К. Шлегер, в которых описываются методические основы организации бесед с детьми дошкольного возраста, обосновывается необходимость систематического изучения детей, в результате чего применяется индивидуальный подход в работе. Кроме того, Л.К. Шлегер были разработаны и апробированы специальные упражнения, направленные на развитие органов чувств дошкольников.

Обобщение и анализ практической работы в условиях народного детского сада привело к созданию методического пособия, предназначенного для воспитателей, в содержание которого входил список рекомендованной литературы, подборка игр, песен для детей, перечень экскурсий, необходимых для дошкольников.

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников. Описанные автором рекомендации по проведению ритмических движений под музыку, подвижных игр, ручного труда, деятельности, направленной на самообслуживание, коллективного труда, методические основы организации сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации не потеряли своей актуальности и в современной педагогике.

Основные труды

В число основных трудов Л.К. Шлегер входят самостоятельные работы и работы, выполненные в соавторстве с Е.А. Фортунатовой, А.У. Зеленко, С.А. Харьковой, С.А. Черепановым:

  • Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки (1912)
  • Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1 (1913).
  • Второй и третий год обучения в начальной школе (1915)
  • Практическая работа в детском саду (1915)
  • Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Когда это бывает? Наблюдения природы (1932)
  • Букварь (1933)
  • Методическое руководство к Букварю (1934)

Педагогические идеи Л.К.Шлегер

Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна

Воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ №84 «Искорка» г.Якутск Республики Саха(Якутия)


Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .


Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.



, Биография

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.




Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада .


В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .



Л.К. Шлегер разработала принципы свободного дошкольного воспитания: 1) дети имеют право на собственную жизнь ; 2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст ; 3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре; 4) свободная работа служит нам показателем роста; 5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; 6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; 7) наша роль – помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая» .



Наряду с воспитательно‐учебной деятельностью Луиза Карловна разработала формы и методы работы по организации детского сада. В 1906 г. она организовала кружок педагогов‐дошкольниц, а в 1914 г. начала широко пропагандировать дошкольное дело, став одним из лидеров в этой области. Шлегер преподавала «дошкольное дело» на. Шлегер считала, что дошкольная педагогическая работа должна проводиться так, чтобы теория непрерывно проверялась на практике, чтобы практика непременно обосновывалась теорией. Луиза Карловна настаивала на том, чтобы на курсы приходили мотивированные слушатели, имеющие опыт практический работы.



Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.


Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. Окончила педагогический класс при Саратовской женской гимназии (1882 г.), затем училась на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов (1884-1887 гг.), педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц (1887-1889 гг.). В 1882-1903 гг. работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906 г.) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-1918 гг. руководила созданным при обществе первым народным детским. садом в Москве (в 1919 г. вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 г. работала в организованной ею совместно с Е. Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Университете Шанявского. С 1918 г. в Московском отделе народного образования: одновременно консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для детских садов и т. п. В 1930-х гг. занималась главным образом исследовательской работой в области начального обучения.

Педагогическая система Шлегер сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Шлегер, призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Шлегер на начальном этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного педагогического руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в детском саду. На практике в детском саду Шлегер осуществлялась систематическая воспитательная работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности детского сада, был разработан занимательный и близкий к практическим нуждам детей дидактический материал. Стремясь к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова предложили и использовали в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения, которые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 г. Шлегер работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания, содержания и методов работы дошкольных учреждений. Многие принципы, обоснованные Шлегер, - единство семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучение психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в методических письмах Наркомпроса, материалах Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Большое внимание Шлегер уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 г. школьное обучение начиналось с 8 лет, в детские сады принимались дети до 6 лет). В методических работах по обучению грамоте Шлегер предложила использовать в качестве основного учебного пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для начального чтения.

Сочинения: Практическая работа в детском саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Методическое руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

Литература: Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955.