Как понять что мутация голоса прошла. Сколько длится ломка голоса у девочек

Как и почему происходит ломка (мутация) голоса у мальчиков, читайте в нашей статье.

Еще вчера ваш сын разговаривал обычным, мальчишеским голосом, а сегодня вы услышали первый надлом. У него начался , поэтому много чего в нем меняется, в том числе происходит ломка голоса (мутация голоса). Вместе с очевидными внешними изменениями голос мальчика принимает совсем иное звучание. Какое-то время, ему даже будет сложно контролировать свои связки, поэтому в связи с ломкой голоса он будет издавать разнообразные странные звуки.


Изменения гортани во время мутации голоса у мальчиков

Именно гортань отвечает за появление звука. По мере того, как протекает половое созревание, гортань увеличивается и становится толще. Это происходит и у мальчиков, и у девочек, но для мальчика, конечно, перемены при мутации голоса более заметны. Голоса девочек могут понижаться буквально на тональность или две, и это едва ощутимо, а вот голос мальчика становится намного ниже и глубже.

Почему во время мутации голос у мальчиков звучит так странно

Гортань, находящаяся в горле, играет важную роль в создании звука. Две главные мышцы, голосовые связки, как резинки натянуты через гортань.

Когда человек говорит, воздух из легких заставляет голосовые связки вибрировать, что и производит звук. Высота голоса зависит от того, насколько сильно связки смыкаются в то время, как по ним проходит поток воздуха. Если вы когда-нибудь дергали маленькую, тонкую резинку, то, вероятно, слышали пронзительный и протяжный писк при натяжении. Более толстая резинка дает более глубокий, низкий, протяжный звук. То же самое происходит с голосовыми связками.

До того, как мальчик достигает переходного возраста, его гортань совсем небольшая, а голосовые связки — тонкие и маленькие. Вот почему голос мальчика выше голоса взрослого мужчины. Но с созреванием, гортань увеличивается, а связки становятся длиннее и крепче, соответственно и голос мальчика становится глубже.

К тому же растут и лицевые кости: больше становятся размеры пазух, носа и задней части горла. Большее пространство дает голосу больше возможностей резонировать.

Скрипы и хрипы являются частью нормального развития организма в данный период. Даже, когда мальчик привыкнет к изменениям, ему еще некоторое время после мутации голоса будет тяжело контролировать свой собственный голос. Так что вместе с принятием и общих изменений во внешности, нужно будет привыкнуть и к своему новому звучанию.

Кстати об изменениях внешних. Когда начинает увеличиваться гортань, она внутри шеи наклоняется немного под иным углом, чем до этого, и частично начинает выпирать. Это то самое «адамово яблоко» или кадык . У девочек также увеличивается гортань, но не так сильно, как у парней.

Когда происходит ломка голоса у мальчиков

У всех свои темпы развития, так что ломка голоса у мальчиков происходит в разном возрасте. Обычно это происходит в период с 11 лет до 14,5 лет, часто после большого скачка в росте. У одних мутация (ломка) голоса длится долго и постепенно, а у других — очень быстро.

Если вашего сына беспокоит, раздражает или смущает странный звук его голоса, объясните ему, что это временно и все через это проходят. Через пару месяцев у него уже будет низкий, глубокий и мощный взрослый голос мужчины, а не голос мальчика!

Педагоги по вокалу и родители относятся довольно серьезно, то с девушками дела обстоят иначе. Однако такой подход совсем не верный, поскольку мутация голоса у девочек носит не менее серьезный характер.

Каков механизм ломки голоса у девочек?

Мутационный период, как правило, у девочек намного короче, нежели у юношей. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно.

Учеными доказано, что развитие гортани у женщин происходит до 30 лет. Существует несколько переломных моментов развития, в которые стоит обратить пристальное внимание на гигиену и охрану певческого и разговорного голоса. Подобные кризисы относят к 12-15 годам и 23-25 годам, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

В процессе первичной перестройки гортань девушек увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера).

У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный и щитовидный хрящи. Неравномерный рост отдельных частей и органов в целом приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата. Например, у девочек наблюдается рост языка и окостенение хрящевидных тканей.

Голос понижается на несколько тонов, как правило, на терцию или кварту. При этом диапазон вокального голоса становится меньше. Тембр приобретает окрас: сгущается, становится глубоким и «мясистым». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас, который со временем исчезнет.

Особенности ломки голоса у девочек

Женский организм на протяжении всей жизни подчиняется особым законам. Функции всех органов зависят от менструального цикла, не исключение тому и голосовой аппарат. Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек.

В период кровотечений происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Вы спросите: «Причем тут голос и занятия вокалом?» Ответ прост. Все системы организма взаимосвязаны. В период менструации организм ослаблен, происходит качественное изменение состава крови и другие. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек?

Период роста организма наиболее важен и сложен. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:

  1. Никакого перенапряжения. Это может касаться как певческого голоса, так и разговорного. Любые сверхнагрузки могут спровоцировать серьезные нарушения. Режим бережного использования голоса и четкий график нагрузок – вот первое правило.
  2. Внимательность. В этот период стоит лучше прислушиваться к организму и при появлении даже малейших звоночков (переутомление, нежелание петь, сип, срывы голоса и т.д.) стоит свести нагрузки на нет. Важно чувствовать свой организм и слушать его.
  3. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период.
  4. Занятия вокалом лучше не оставлять, а продолжать с разумной нагрузкой.

изменение голоса в период полового созревания (у мальчиков в возрасте 14-15 лет, у девочек - 13-14 лет), обусловленное быстрым ростом гортани. Размеры гортани в течение этого периода увеличиваются у мальчиков на две трети, у девочек - на одну треть. Соответственно этому и М. г. выражена у мальчиков более резко. За время М. голос у мальчиков понижается больше чем на октаву, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким, нередко становится хриплым, приобретая неприятный, резкий тембр. У девочек переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего на два тона; период М. г. протекает у них более спокойно, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции. Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не наблюдается. Из низкого детского голоса (альта) может образоваться высокий голос взрослого (тенор, сопрано), и, наоборот, из дисканта мальчика - бас, девочки - контральто. Такая обратная зависимость отмечается даже чаще.

Длительность мутационного периода колеблется в норме в пределах от одного или нескольких месяцев до 2-3 лет. Обычная его продолжительность- около полутора лет.

Иногда наблюдается т. н. патологическая М. г.: преждевременная (в возрасте 10-11 лет), поздняя (в возрасте 19-20 лет), затянувшаяся (продолжающаяся иногда в течение 3-5 лет). Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. Во всех случаях патологической М. необходима консультация врача-эндокринолога.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

Механизм рождения звука человеческого голоса уникален, но в то же время естественен и прост, как и все в природе. Тем не менее процесс ломки голоса в переходном возрасте, особенно у мальчиков, протекает не всегда «безболезненно». Об этом нам рассказал заведующий кафедрой оториноларингологии КГМА профессор Владимир Николаевич Красножен .

Звук голоса возникает при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха, словно в свистке, вибрируют только их края. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно родителям, и при подаче звука к нему могли прийти на помощь.

- Когда и при каких обстоятельствах начинает меняться голос? Почему этот процесс более выражен у мальчиков?

В 13-14 лет под влиянием гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Это гормонозависимая структура.

Сложности возникают, как правило, с мальчиками, которым трудно привыкнуть, «нащупать» свой новый голос. Проблема здесь, скорее, психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос ему может не нравиться.

При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый. Впрочем, юноши довольно быстро нащупывают новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда - специалиста по постановке голоса.

Если у мальчиков гортань увеличивается в полтора раза, то у девочек только на одну треть.

Во время мутации изменяется (понижается) не только голос, но и изменяется его тембр. Ведь тембр голоса зависит от формы голосовых складок, от резонаторов, которые тоже растут. Другими словами, у девочек голос просто становится более глубоким, грудным, приобретает большую выразительность.

- Что можно сделать, чтобы процесс ломки голоса прошел безболезненно для подростка?

В этот период не надо нагружать голосовые складки. На них из-за перенапряжения могут возникнуть узелки, которые меняют вибрацию складок, и голос становится хриплым. Некоторые узелки без каких-либо внешних воздействий имеют обратное развитие, поэтому не стоит торопиться с хирургическим вмешательством. Оно требуется лишь в том случае, когда есть органические изменения голосовых складок: папилломы, новообразования различного происхождения и т.д.

Простуды могут затянуть период ломки голоса - воспалительный процесс оказывает негативное влияние на голосовые складки, изменяя их. Если это произошло, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, необходимо обратиться к фониатру.

Как безболезненно пережить этот период? Рецепт прост - пусть подросток чаще смеется. Смех - это хорошая профилактика многих заболеваний, в том числе и простудных, а при мутации голоса смех будет полезен вдвойне.