Консультация с родителями агрессивный ребенок. Консультация для родителей Тема: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь? Что такое «агрессия»

Библиотека
материалов

Агрессивный ребенок - что делать?

Каждому интуитивно понятно, о чем идет речь, когда звучит слово «агрессивность». С научными определениями все не так просто: слова в них плетутся как кружева, сколь красивые, столь и непонятные для восприятия человека, не занимающегося психологией профессионально. Поэтому (да простят меня коллеги) я не буду приводить сложных дефиниций. Итак, агрессивность можно определить как .

Что это означает, когда речь идет о детях? Агрессивный ребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все время или нападает, или активно обороняется. Он похож на «сжатую пружину»: даже если кажется спокойным, через минуту все может оказаться совершенно по-другому.

Такой ребенок не только физически агрессивен к сверстникам. Он может проявить агрессию, выплеснув ее на вещи, принадлежащие другим. Как правило, такие дети несдержанны в речи: обзываются, говорят откровенные грубости, хамят. Даже в спокойные моменты они гораздо «холоднее» к сверстникам, к их успехам и радостям, редко уступают, стремятся отнять, а не попросить то, что им понравилось.

Сразу оговорюсь: агрессию иногда проявляют все дети. Как минимум – обороняются, размахивая кулачками или обзываясь в ответ. Могут и напасть, когда обидчик покусился на то, что очень и очень важно: порвал рисунок, сделанный для мамы, сломал любимую игрушку, сказал гадость про брата. Даже самый миролюбивый способен иногда полезть в драку! Но ключевое слово здесь « иногда ». Если агрессивные действия становятся частыми и из-за них начинают страдать другие дети, вполне возможно, речь уже идет о том, что агрессивность становится чертой личности!

У детей, склонных к агрессии, отмечается одно интересное свойство самооценки: наблюдается значительное расхождение между тем, как ребенок оценивает себя сам (высоко), и тем, какую оценку он ожидает от сверстников (гораздо более низкую). По мере того как формируется опыт общения ребенка, все более и более негативный, эта пропасть увеличивается. Именно в общении со сверстниками агрессивность ребенка проявляется в полной мере! Посмотрите, как ребенок общается в детском коллективе, и многое станет понятно.

«Другой» выступает для маленького агрессора прежде всего как конкурент, противник и даже… препятствие (почти неодушевленное) на пути к чему-то, чего очень хочется. Если говорить о коммуникативных навыках, то у агрессивных детей нередко с ними все в порядке! Они могут выстраивать и «мирные» линии общения, знают правила установления контакта и могут некоторое время его поддерживать. Но все равно срываются – как только другой окажется помехой на пути к чему-то. Взрослея, они продумывают стратегии тонкой мести, проявляя изобретательность.

Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, выберите тот вариант, который проявляется чаще.










Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема агрессивности. Пора действовать!

Скорее всего, если ваш ребенок агрессивен, вы уже об этом знаете. И помог не только наш тест, но и информация, которая льется потоком из сада, школы, лагерей, кружков и секций.

Самое главное – не уподобляться страусу, который во что бы то ни стало старается не видеть проблемы. Вы можете помочь ребенку преодолеть его агрессивность и не дать ей закрепиться как черте характера.

Агрессивность – это очень активная черта. И если направить ее активность в нужном направлении, можно добиться хороших результатов! Компонент агрессивности необходим, чтобы человек мог постоять за себя, защитить близких. Агрессивность «отвечает» также и за смелость, за действия и решения. Но чтобы она стала преимуществом, ее нужно усмирить.

1. Начни с себя. Сколько раз мы уже об этом говорили, правда? Но когда речь идет об агрессивности, всегда возникает вопрос: где ребенок «подсмотрел» этот стереотип поведения?

И нередко оказывается, что у него есть папа, способный пнуть кошку на улице, мама, извергающая ругательства на продавца в магазине.

Никакие «проповеди» не возымеют эффекта, пока близкие ребенку люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, а особенно к окружающим. Но как только поведение родителей становится более миролюбивыми, и ребенок начинает меняться как бы «сам собой»!

Вы никогда не сможете объяснить ребенку, что нельзя бить других, если у вас в руках в это время находится ремень.

Агрессия – это применение силы. И ребенок будет ориентироваться в своем поведении на то, чтобы вести себя как «сильный». То есть – как человек с ремнем! Он вряд ли перестанет бить детей. Но при этом начнет их запугивать, чтобы его «преступление» не стало очевидным.

3. Образ другого. Помогите ребенку начать воспринимать других детей более миролюбиво, постепенно отказываясь от «образа врага». Но просто убеждать ребенка в том, что все к нему хорошо относятся и хотят дружить, – бесполезно, он не поверит!

Вы можете обращать внимание ребенка на те моменты в отношениях с другими детьми, когда к нему проявляли доброту, ласку, стремление помочь. Это поможет ему увидеть сверстников с дружественной стороны. А перестав их воспринимать как неприятелей, он научится себя вести более мирно.

4. Образ себя. Находите у ребенка даже самые малые проявления миролюбия. Акцентируйте на них внимание. Помните, что «агрессор» – это чаще всего роль, закрепившаяся за ним. Иначе говоря, и окружающие, и он сам привыкли думать о нем именно так. Но вы можете помочь ему «расшатать» столь печальное самовосприятие и постепенно утвердиться в новом образе!

5. Вся мощь искусства. Выбирайте книги, мультфильмы и фильмы про настоящую дружбу, взаимопомощь, выручку. Возможно, это даст ребенку понять, что другие люди вполне готовы быть добрыми, и далеко не все отношения таят опасности.

6. Обратитесь к специалисту. Без этого с проблемой справиться непросто. Ведь именно психолог поможет вам определить, с чем вы имеете дело. Один вариант, когда связаны агрессия и гиперактивность, и совсем другое, если причина в повышенной обидчивости, пережитой травме, «бесчувственности» или склонности к оппозиционному поведению.

Как правило, консультация психолога – это только начало, за ним следует индивидуальная или групповая работа по снижению агрессивности и практическому применению более миролюбивых стратегий общения.

Список используемой литературы:

1.http://5psy.ru/roditeli-i-deti/agressivnyi-rebenok.html

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

ГБУЗ «ДС№56 ДЗМ»

Воспитатель Карева Елена Анатольевна

Консультация для родителей

«Агрессивный ребенок - что делать?»

Каждому интуитивно понятно, о чем идет речь, когда звучит слово «агрессивность». С научными определениями все не так просто: слова в них плетутся как кружева, сколь красивые, столь и непонятные для восприятия человека, не занимающегося психологией профессионально. Поэтому (да простят меня коллеги) я не буду приводить сложных дефиниций. Итак, агрессивность можно определить как устойчивую черту личности, определяющую поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе .

Что это означает, когда речь идет о детях? Агрессивный ребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все время или нападает, или активно обороняется. Он похож на «сжатую пружину»: даже если кажется спокойным, через минуту все может оказаться совершенно по-другому.

Такой ребенок не только физически агрессивен к сверстникам. Он может проявить агрессию, выплеснув ее на вещи, принадлежащие другим. Как правило, такие дети несдержанны в речи: обзываются, говорят откровенные грубости, хамят. Даже в спокойные моменты они гораздо «холоднее» к сверстникам, к их успехам и радостям, редко уступают, стремятся отнять, а не попросить то, что им понравилось.

Сразу оговорюсь: агрессию иногда проявляют все дети. Как минимум – обороняются, размахивая кулачками или обзываясь в ответ. Могут и напасть, когда обидчик покусился на то, что очень и очень важно: порвал рисунок, сделанный для мамы, сломал любимую игрушку, сказал гадость про брата. Даже самый миролюбивый способен иногда полезть в драку! Но ключевое слово здесь «иногда ». Если агрессивные действия становятся частыми и из-за них начинают страдать другие дети, вполне возможно, речь уже идет о том, что агрессивность становится чертой личности!

У детей, склонных к агрессии, отмечается одно интересное свойство самооценки: наблюдается значительное расхождение между тем, как ребенок оценивает себя сам (высоко), и тем, какую оценку он ожидает от сверстников (гораздо более низкую). По мере того как формируется опыт общения ребенка, все более и более негативный, эта пропасть увеличивается. Именно в общении со сверстниками агрессивность ребенка проявляется в полной мере! Посмотрите, как ребенок общается в детском коллективе, и многое станет понятно.

«Другой» выступает для маленького агрессора прежде всего как конкурент, противник и даже… препятствие (почти неодушевленное) на пути к чему-то, чего очень хочется. Если говорить о коммуникативных навыках, то у агрессивных детей нередко с ними все в порядке! Они могут выстраивать и «мирные» линии общения, знают правила установления контакта и могут некоторое время его поддерживать. Но все равно срываются – как только другой окажется помехой на пути к чему-то. Взрослея, они продумывают стратегии тонкой мести, проявляя изобретательность.

Мини-тест: Диагностика агрессивности ребенка

Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, выберите тот вариант, который проявляется чаще.

1. Когда ваш ребенок находится среди сверстников, количество агрессивных действий (физических, вербальных или направленных на чужие предметы) исчисляется 3–4 и более действиями.
2. В конфликтной ситуации ребенок предпочитает бить, а не разговаривать.
3. Если ему нужен предмет, который находится у другого ребенка, он скорее будет отбирать его, вместо того чтобы попросить или предложить обмен.
4. Иногда вам кажется, что ему нравится, что от его действий другие дети плачут и страдают.
5. Его агрессивный ответ сильнее, чем то, что его спровоцировало.
6. Вы не понимаете, почему он действует так агрессивно, ведь правила поведения знает «назубок».
7. Предложите ребенку гипотетическую ситуацию: «Представь себе, что ты построил красивый самолет из конструктора, а кто-то его сломал. Что ты сделаешь?». Верно ли, что его ответ агрессивен («ударю, изобью, сломаю и ему что-нибудь»)?
8. Его рисунки часто наполняются агрессивными образами монстров, суперлюдей, хищников, которые имеют такие признаки, как шипы, клыки, когти, оружие.
9. Вы замечали, что ребенок как будто «не понимает», что его действия агрессивны. Если спросить, то он каждый раз готов объяснить, почему этот вариант был «единственно верным».
10. Вам кажется, что его агрессия – это способ привлечь к себе внимание.

Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема агрессивности. Пора действовать!

Как справиться с агрессией ребенка?

Скорее всего, если ваш ребенок агрессивен, вы уже об этом знаете. И помог не только наш тест, но и информация, которая льется потоком из сада, школы, лагерей, кружков и секций.

Самое главное – не уподобляться страусу, который во что бы то ни стало старается не видеть проблемы. Вы можете помочь ребенку преодолеть его агрессивность и не дать ей закрепиться как черте характера.

Агрессивность – это очень активная черта. И если направить ее активность в нужном направлении, можно добиться хороших результатов! Компонент агрессивности необходим, чтобы человек мог постоять за себя, защитить близких. Агрессивность «отвечает» также и за смелость, за действия и решения. Но чтобы она стала преимуществом, ее нужно усмирить.

1. Начни с себя. Сколько раз мы уже об этом говорили, правда? Но когда речь идет об агрессивности, всегда возникает вопрос: где ребенок «подсмотрел» этот стереотип поведения?

И нередко оказывается, что у него есть папа, способный пнуть кошку на улице, мама, извергающая ругательства на продавца в магазине.

Никакие «проповеди» не возымеют эффекта, пока близкие ребенку люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, а особенно к окружающим. Но как только поведение родителей становится более миролюбивыми, и ребенок начинает меняться как бы «сам собой»!

2. Долой физические наказания. Вы никогда не сможете объяснить ребенку, что нельзя бить других, если у вас в руках в это время находится ремень.

Агрессия – это применение силы. И ребенок будет ориентироваться в своем поведении на то, чтобы вести себя как «сильный». То есть – как человек с ремнем! Он вряд ли перестанет бить детей. Но при этом начнет их запугивать, чтобы его «преступление» не стало очевидным.

3. Образ другого. Помогите ребенку начать воспринимать других детей более миролюбиво, постепенно отказываясь от «образа врага». Но просто убеждать ребенка в том, что все к нему хорошо относятся и хотят дружить, – бесполезно, он не поверит!

Вы можете обращать внимание ребенка на те моменты в отношениях с другими детьми, когда к нему проявляли доброту, ласку, стремление помочь. Это поможет ему увидеть сверстников с дружественной стороны. А перестав их воспринимать как неприятелей, он научится себя вести более мирно.

4. Образ себя. Находите у ребенка даже самые малые проявления миролюбия. Акцентируйте на них внимание. Помните, что «агрессор» – это чаще всего роль, закрепившаяся за ним. Иначе говоря, и окружающие, и он сам привыкли думать о нем именно так. Но вы можете помочь ему «расшатать» столь печальное самовосприятие и постепенно утвердиться в новом образе!

5. Вся мощь искусства. Выбирайте книги, мультфильмы и фильмы про настоящую дружбу, взаимопомощь, выручку. Возможно, это даст ребенку понять, что другие люди вполне готовы быть добрыми, и далеко не все отношения таят опасности.

6. Обратитесь к специалисту. Без этого с проблемой справиться непросто. Ведь именно психолог поможет вам определить, с чем вы имеете дело. Один вариант, когда связаны агрессия и гиперактивность, и совсем другое, если причина в повышенной обидчивости, пережитой травме, «бесчувственности» или склонности к оппозиционному поведению.

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой, истоками и формами работы с детской агрессивностью, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Психологический словарь, 2002).

Агрессивность, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

В определенные периоды развития агрессивность ребенка - это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно. Ребенок еще не умеет свои мысли, чувства и потребности облачать в слова. Если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на маму и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.

Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой (Алексеева Е.Е., 2008). Естественно, самое большое влияние на процесс формирования личности ребенка оказывает семья, именно в кругу семьи человек проходит первичную социализацию. Бютнер К. пишет о том, что «агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Бютнер К., с. 90-91).

На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - это те факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.

Как пишет К. Юнг «самые сильные воздействия на детей исходят, как правило, не от сознательных желаний родителей, а от их бессознательного фона. Из этого следует, что даже нормально развитым и социализированным взрослым, действительно любящим своих детей, очень трудно, почти невозможно оградить детей от воздействия неконтролируемых собственных бессознательных процессов» (Юнг К., 1997).

Агрессивность - всего лишь неосознанное копирование ребенком модели взаимоотношений внутри собственной семьи. Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя авторитарное воспитание. В данном случае агрессия - это своеобразное «выпускание пара». Ребенок, зажатый родительскими требованиями, вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов, насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии противостоять родителям (или одному из родителей).

Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что агрессивный ребенок - это несчастный ребенок. Агрессивность, по идее, состояние, противоестественное детству. По большому счету, наказывать здесь не за что - нужно просто научиться смотреть на мир глазами ребенка, понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру, попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего, просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ним родителей и сверстников. Корректировать агрессивность можно и нужно - это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде всего следует выяснить ее причины. В каждом отдельном случае они могут быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся, действия родителей должны быть направлены на их устранение, на то, чтобы смягчить негативные последствия агрессивного поведения ребенка и показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

В зависимости от семейного руководства и агрессивного поведения детей немаловажную роль играют наказания и контроль со стороны родителей. Исследования показывают, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальным, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с.115). Таким образом, вседозволенность, отсутствие контроля за поведением ребенка и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таком случае наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые ему пытаются привить. То есть, они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем (Алексеева Е.Е., 2008; Гиппенрейтер Ю.Б., 2005).

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Лешли Д., 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. и Поппер. П советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2001).

После того как причины проявления агрессии и их характер выяснены, родители ребенка могут избрать одну из предложенных ниже стратегий.

1. Агрессия в поведении ребенка игнорируется, т.е. остается незамеченной и не оценивается никак; любое же проявление доброты поощряется всеми возможными методами.

2. Агрессия «выталкивается» из ребенка, т.е. в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. В игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл. Во время игры, однако, не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль «доброго» персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше.

3. На проявление агрессии устанавливается жесткий запрет. Этот метод может применяться родителями только в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакций, служит для ребенка своеобразным «развлечением» (Росс А., 2002).

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала (Каменская В.Г., 2005). Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации.

При этом необходимо помнить, что существует оптимальный уровень агрессивности, необходимый для нормального психического развития ребенка. Полное отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблем повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • своевременная диагностика агрессивного поведения и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психологической коррекции агрессивного поведения.

Главное в семье – создание эмоционально комфортных, теплых, гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи. Атмосфера добрых отношений в семье служит основой того, что ребенок, преодолев определенный этап развития, научится адекватно реагировать на ситуации и выберет в жизни правильные приоритеты.

Консультация для родителей «Агрессивный ребёнок»

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А та - тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА"

(для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными

Консультация для родителей

Тема: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?».

Уважаемые родители!

Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребёнок в детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться с другими детьми, отнимать игрушки. На занятиях он неусидчив, часто отвлекается, отказывается выполнять просьбу старших. У взрослых складывается впечатление, что он действует назло окружающим. И все начинают относиться к нему соответственно. Постепенно мир становится враждебным по отношению к малышу.

А причина всего этого банальна - сверхстрогие родители, которые зажимают активного по своей природе ребёнка, не играют с ним в подвижные игры и не предоставляют возможности не только полноценно развиваться через движения, через деятельность, но и загоняют своё чадо в «угол», то есть невольно способствуют тому, чтобы ребёнок активно действовал вне поля их зрения, тем самым сваливая проблемы ребёнка на окружающих.

Бывает и другая ситуация. Оба родителя очень заняты либо работой, либо собой. В общем, дома для ребёнка ни у кого нет времени. Он чувствует себя чужим, никому не нужным. Педагоги обращают внимание на более крикливых, более шумных. Когда ребёнок стремится ответить или задать вопрос, на него никто не реагирует, так как он и так всё знает. Он хочет играть с другими детьми, но более активные дети его не берут или обижают. Ком проблем, желаний и обид постепенно растёт. И в один прекрасный момент ребёнок, что называется, срывается. И - о чудо!!! - он получает долгожданное внимание и взрослых, и детей. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, педагог держит его возле себя. В общем, чем не внимание?! Постепенно имя ребёнка не сходит у всех с языка. Он популярен! Опять же и родители стали уделять ему время - хотя бы для того, чтобы поругать или наказать, а потом посудачить о нём и при нём с родственниками и приятелями. Постепенно у ребёнка формируется новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция развития, заданная внешними обстоятельствами...

Есть и третий вариант развития данной проблемы. Дома взрослые при ребёнке не скупятся на выражения, возможно, даже дерутся или бьют ребёнка. И всё это считается нормой. То есть ребёнок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усваивает соответствующий стиль взаимодействия. Когда он начинает общение с людьми вне его круга, то переносит усвоенную модель на окружающих. Опять же такого ребёнка воспринимают враждебно. Но ведь он не знает других способов общения. Малыш пытается играть с детьми, как умеет: отберёт игрушку, толкнёт, если что не нравится, или ударит. Но с таким ребёнком дети не хотят играть. Они отгораживаются от него. На

вопрос: «Почему ты сломал ребятам домик?» - мы услышим ответ: «Они меня не брали в игру». Он не понимает, в чём дело. И снова растёт обида, злость, непонимание. А дома родители подначивают, учат поддать, показать, чтобы боялись: «Боятся - значит, уважают».

На лицо конфликт. Окружающие относятся к нему негативно, замечают только плохое, зачастую приписывают те поступки, которых он не совершал. И ребенок понимает, что как бы он не старался, все равно его все будут считать плохим. Так зачем стараться-то?

Что же делать с такими детьми? В первую очередь - пожалеть их. Ведь они глубоко несчастны. Надо понимать, что и этим детям необходимы тепло и забота. Что им, как никому другому, требуются позитивное внимание и своевременная похвала. Для них тоже очень важно чувство значимости.

Поскольку у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумагу все, что у него накопилось внутри, все то, что он не может донести до окружающих словами.

На первом этапе предлагают ребенку ситуацию из его жизненного опыта. Например, «Семья», «День Рождения», «Самый запомнившийся день моей жизни», «Мои друзья», «На прогулке» и т.д. С помощью рисунка можно понять душевное состояние ребенка, суть его проблемы и вместе проанализировать ситуации. Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, учится находить оптимальные продуктивными неагрессивными действиями.

Сначала его рисунки кардинально отличаются от работ других детей. Они полны мрачных и красных тонов.

На них изображены агрессивные персонажи или агрессивная направленность действий людей. И часто, где дети рисуют себя, они изображают свое одиночество, свою изолированность.

На последующем этапе хорошо помогают техники рисования своего впечатления, своих эмоций. Это помогает ребенку расслабиться, успокоиться, получить позитивные эмоции, зарядиться дополнительной позитивной энергией.

При рисовании красками, можно использовать вместо кисти только руки, то есть, рисуем пальцами. Это помогает снять напряжение, а также активизировать рецепторы, которые в большом количестве располагаются на кончиках пальцев. Выполняя работу, ребенок получает должное и так необходимое ему положительное, некритичное внимание, а главное возможность выразить свое «Я» другими, новыми для него формами, не прибегая к агрессивным действиям. Видя продукт своего труда, получая похвалу за него, ребенок стремится к дальнейшей деятельности, к общению, у него растет чувство собственной значимости.

На последнем этапе детям совместно с мамами и папами нужно учиться взаимодействию с помощью творчества. Это помогает и родителям понять суть проблемы, найти пути к взаимопониманию со своим ребенком, а также вспомнить, что все они тоже были детьми, и, как правило, с подобными проблемами. Да и ребенок видит родителей в другой ситуации - не как карающий орган, а как интересных партнеров.

В Ваших силах помочь своим детям!

Прислушайтесь к их внутреннему миру!

Только вместе и только рядом!

«Агрессивные дети и как с этим «бороться».

Сначала о терминологии. Когда мы говорим “бить”, то имеем в виду физическое воздействие, выражающее злость. Физическое воздействие одно, а чувства, его вызвавшие, разные. Физически выражая свою злость, дети на своем примере учат этому и других детей. В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам.

Мы часто видим, как дети, играя между собой, не уступают друг другу, и делают это с большой агрессией. Например, один ребенок, проходя мимо другого играющего на ковре ребенка нечаянно зацепил его постройку- и вот уже тот ребенок налетел на него, шипя, вопя, брызгая слюной и размахивая руками. Вот тут нам надо остановить эмоции ребенка, но как это сделать? Сказать ему: «Нельзя драться!». Но он много раз видел, как это делают другие дети, а может быть ему даже доводилось видеть, как «выясняют отношения» взрослые люди (не дай Бог родители!)

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Вот теперь переходим к практике! Например, оказалось, что если набрать в ванну несколько сантиметров горячей, холодной или теплой воды, в зависимости от погоды на улице, и походить по ней туда-сюда, то это здорово помогает сбросить напряжение и поднять настроение.

Поиграйте с ним в игры, почитайте ему книжку, дайте ему листок бумаги и карандаш (пусть «выплеснет» свои эмоции на ней). А еще лучшего результата можно добиться, если делать это в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Примеры игр на снятия агрессии:

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание: каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА"

(для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но, когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

Эти игры можно организовывать не только в стенах дома, но и на открытом воздухе (на даче, в лесу).

И не забывайте при «борьбе» с агрессией ребенка начинать всегда с себя. Попробуйте раскрепоститься сначала сами, чтобы ребенок не чувствовал напряжения с вашей стороны.

Запомните «золотые» правила воспитания:

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка;
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение;
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции;
  • Умейте принять его и любить таким каков он есть.