Необходимость бережного отношения человека к природным ресурсам. Проблема бережного отношения к природе

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды – первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа – это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что “природа не храм, а мастерская”. Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”. История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой – охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

Если бы человек посмотрел на свою планету из космоса, то понял бы, в каком неустойчивом мире ему приходиться жить. Над ним купол безучастной, холодной бездны, а под тонким слоем земной коры огненное месторождение лавы. Потому и приходиться беречь этот небольшой, по меркам Вселенной, участок пригодный для жизни. Жаль только, что практически никто не может посмотреть на свой мир из космоса. Возможно, именно поэтому так обострилась проблема бережного отношения к природе. Аргументы, подтверждающие необходимость ее защиты, и будут представлены в этой статье.

К. Г. Паустовский

Аргументы бережного отношения к природе можно найти в работах русского писателя Паустовского, где он пытается понять, насколько важно охранять окружающий мир. Автор уверен, что все изменения в природе происходят по вине человека. Чтобы донести эту мысль, он описывает тусклый пейзаж осени: «Лес плакал дождем из опавшей листвы». Сравнивает птичьи голоса со звоном битого стекла и рассказывает старую сказку о том, что природа наказывает людей: однажды кто-то убил иволгу, что летела по небу и с того момента начала приходить осень. Паустовский уверен, что защита природы, важное и необходимое дело: «Будешь бросаться землей под ней же и погибнешь».

Природа, это не просто среда обитания человека. Человек - часть природы, она же неотъемлемый источник его здоровья и энергии.

И. С. Тургенев

В работе Тургенева «Отцы и дети» приведены две противоположные позиции относительно охраны природы. Аргументы бережного отношения к живому миру можно проследить в действиях Аркадия, друга Базарова. Он ежедневно общался с природой, восхищался ее красотой и величием. Пребывая в ее власти, он быстро лечил свои душевные раны, а единение с природой было для Аркадия приятным занятием.

В свою очередь, Базаров не уверен в необходимости бережного отношения к природе. Аргументы из его уст звучат следующим образом: «Природа - это мастерская, а не храм, и человек обязан в ней работать».

Позицию Базарова сложно принять, ведь он считает, что все находящееся вокруг является материалом для человеческой деятельности и не может быть чем-то большим и значимым.

«Плаха»

Изучая необходимость бережного отношения к природе, аргументов из литературы можно найти действительно много. Но наибольшее влияние на человека оказывают произведения, в которых животным приписано больше гуманных качеств, нежели самому «венцу творения».

В произведении Ч. Айтматова «Плаха» автор показывает, как человек собственноручно уничтожает природу. Айтматов описывает жизнь волчьей стаи до и после того, как в лес вторгся человек. С его приходом начался кромешный ад: уничтожались огромные площади леса, а вместе с лесом погибали и его обитатели. Люди готовы были «выпотрошить земной шар, как тыкву», чтобы достичь поставленных целей, но не подозревали, что природа ответит тем же.

Волчица Акбара дважды теряла своих волчат из-за деятельности человека, но все же ее одинокая душа тянется к людям, и свою нерастраченную любовь она стремится перенести на человеческое дитя. В пылу ненависти и злости люди хотят застрелить волчицу, но убивают ребенка. Эта трагедия показывает всю глубину варварского отношения человека к природе. Здесь волки имеют душу, о которой давно забыли люди.

Доктор Швейцер

Человек уже давно во всем одержал первенство, даже собственное будущее победил. Ведь еще несколько десятилетий - и Земля превратится в планету, где половина территории будет непригодной для жизни. Потому аргументы бережного отношения к природе сегодня актуальны как никогда ранее. К тому же, защищать окружающий мир не так трудно, как может показаться.

К примеру, доктор Швейцер каждый раз, когда видел земляного червя, которого дождем вымывало наружу, относил его в траву и доставал из воды насекомых, что беспомощно там барахтались. Он часто повторял, что всякий раз, когда видит живое существо в беде, пытается помочь, чтобы хоть как-то искупить вину человечества за урон, что оно нанесло животному миру. В 1935 году он написал эссе в защиту прав животных, где сказал: «Человек должен быть добрым к животным, по тем же причинам по которым он добр к себе подобным».

Соловьи и сила воли

В природе скрывается великая и чудодейственная сила. Аргументы к сочинению «Бережное отношение к природе» можно позаимствовать из повести «Разбуженный соловьями» Ю. Яковлева. Однажды главного героя в пионерском лагере разбудили утром птицы своим пением. Он хотел разогнать их, чтобы не мешали спать, но замер завороженный песней соловья. В его душе что-то дрогнуло, и вдруг ему до дрожи захотелось увидеть этого «певца», а после он вылепил его из пластилина. На следующее утро он разбудил всех ребят, чтобы те тоже послушали песню соловья. Автор уверяет, что если человек сумел постичь красоту природы, он обязательно будет находить что-то прекрасное в себе, в окружающих и в искусстве.

Аргументы бережного отношения к природе нередко указывают на ее исцеляющую силу. В новелле О. Генри «Последний лист» тяжелобольная героиня, Джонси, ежедневно пересчитывает листья на кусте плюща, она уверена, когда упадет последний, оборвется и ее жизнь. Но он не желает падать, несмотря на непогоду, он продолжает цепляться за последние дни своего существования. Лист знает, весной у него будет новая жизнь, но у человека нет такой привилегии. Джонси смотрит на старания этого листка и начинает бороться за свою жизнь. Человек - это часть природы, и окружающий мир всегда готов оказать поддержку, стоит только у него попросить.

Эмоциональная связь

Если рассматривать тему бережного отношения к природе, аргументы из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» делают упор на крепкой чувственной связи природы и человека. Так, в судьбе Печорина все перемены настроения сопровождаются изменениями в окружающей среде. К примеру, когда он отправлялся на дуэль, небо Печорину представлялось «голубым и свежим», солнце - «ярко сияющее». Но после того, как он видит смерть Грушницкого, солнце вдруг кажется ему потускневшим, его лучи больше не согревают, а небо смотрит равнодушным синим взглядом. Но Лермонтов не только отражал переживания героев при помощи природы, он сделал ее действующим лицом. Например, разыгравшаяся гроза стала причиной долгого свидания.

В этом произведении герои с природой неотрывно связаны. Можно даже сказать, что их сердца бьются в унисон - природа чувствует человека, ведь он ее неотъемлемая часть и пытается помочь по мере возможностей.

А что если…?

Но что если вдруг природы не станет, совсем не станет? Раньше, такое предположение можно было бы назвать фантастическим, но сегодня, когда миру грозит экологическая катастрофа, эти слова вполне могут стать правдой. Е. Замятин в романе «Мы» описывает мир-антиутопию, в котором все люди носят номера, а природа заменена стеклянными сооружениями. Люди отказались от своего естественного начала и создали систему, что сама определяет судьбу каждого. Человек перестает быть уникальной личностью, а становиться "нумером", которому придется удалить фантазию, чтобы он обрел счастье, что определила за него система.

В этой аллегории автор пытался показать, как сильно человек связан с природой. И когда на ее место придет новейшее дитя технического прогресса, когда с лица планеты исчезнет живое пение птиц и шепот листьев, тогда человек, как последний представитель природы, будет поглощен машинной, им же созданной.

«Земляне»

Навсегда останется актуальной проблема необходимости бережного отношения к природе. Аргументы по этому вопросу можно отыскать даже в фильмах. К примеру, фильм «Земляне» запрещен для показа во многих странах мира. Он был снят в 2005 году, а его основная проблема - эксплуатация животных для различных целей. В нем действительно присутствуют ужасающие факты человеческой жестокости.

Все кадры были сняты скрытыми видеокамерами, поэтому зритель видит все, что происходит в питомниках, на скотобойнях, в зоомагазинах или за кулисами цирка. «Земляне» неприятный для просмотра фильм, но это лучший способ достучаться до человечества. Каждый, кто его видел, без сомнений может заявить, что его мир больше никогда не станет прежним.

Ежегодно человек добывает тонны полезных ископаемых, выбрасывает в воздух опасные вещества, засоряет воды промышленными отходами, уничтожает тысячи гектаров леса. И если бы природа могла кричать, каждый, кто живет на планете, отчетливо бы услышал зов Земли: «Остановитесь!». Защищать природу - это не необходимость, а священный долг, который каждый должен выполнять ежедневно.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

ГБОУ АО СПО

«Астраханский губернский техникум»

Структурное подразделение №2

Цель занятия:

раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного её использования.

Задачи:

образовательные:

Познакомить обучающихся с ценностью пресной воды;

Выявить факторы загрязнения водоёмов ;

Познакомить с мерами охраны водоёмов от загрязнения;

коррекционно-развивающиеся:

Формировать умения и навыки самостоятельной работы;

Развивать творческие способности обучающихся;

воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде, экономному её использованию.

Тип занятия: усвоение знаний на основе имеющихся.

Вид занятия: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Учитель: Я всегда, везде, во всём

Утром, вечером и днём.

То я в небе в облаках,

То в весёлых ручейках.

Я и в море, в океане.

На столе у вас в стакане.

В баню мыться вы пойдёте,

То и там меня найдёте.

Доложите мне, друзья

Без чего прожить нельзя?

Ответы обучающихся: Вода.

Учитель: Правильно, без воды. Для чего нам нужна вода?

Обучающиеся: Вода – источник жизни. Ни одно существо на Земле не обходится без воды.

II Актуализация опорных знаний.

Учитель: Чтобы нам было легче работать, давайте сначала вспомним, что мы знаем о воде.

1. В каких трёх состояниях на Земле находится вода?


2. Откуда в ваш дом приходит вода?

3. Назовите два растворимых в воде вещества.

4. Назовите два нерастворимых в воде вещества.

5. Где люди используют воду?

Ответы обучающихся.

Работа с иллюстрациями «Путешествие капли воды».

6. Какой воды на Земле меньше -- пресной или солёной?

Ответы обучающихся.

Учитель: Всё верно, запасы пресной воды ограничены, поэтому её надо сохранять, беречь. Но, к сожалению, часто люди относятся к пресной воде расточительно, расходуют попусту. Приведите примеры.

Ответы обучающихся. (При мытье посуды, при приёме душа, не ремонтируют своевременно текущие краны, засоряют водоёмы.)

Учитель: Давайте посмотрим, как губительно действует загрязнение воды на жителей водоёмов. Об этом наша сказка о нефтяной рыбке.

(Инсценировка сказки обучающимися.)

Утром зорька заиграет,

Рыболов к морю шагает,

Что поймает он сей раз?

Вот об этом наш рассказ.

Хорошо как на просторе,

Вот и невод уже в море;

Тащит сеть свою рыбак,

А там: банки, склянки, тетрапак.

Верить ли своим глазам?

Рыбы нет, а только хлам.

Второй раз невод бросает

И с надеждою мечтает:

Как поймаю рыбу я,

Будет рада вся семья.

Снова невод уже в море.

Застонал рыбак от горя,

Как увидел улов снова.

Достал с невода калошу:

«До чего день нехороший!»

Всё ж надежды не теряет,

Третий раз невод бросает.

Лицо счастьем осветилось-

Рыбка в неводе забилась.

Не золотая рыбка, не простая,

А чёрная от нефти, чуть живая.

Рыбу в море он бросает,

Бедняжка плачет, умоляет:

«Нет воды уж светлой боле,

Лучше жить мне у тебя в неволе.

Мочи нет глотать мазут

Не оставь меня погибнуть тут!»

Демонстрация опыта. Смешивание воды с нефтью.

Учитель: Почему же рыбка попросилась к рыбаку?

Ответы обучающихся: (Нельзя загрязнять воду различными бытовыми отходами и т. д.).

Учитель: Нельзя загрязнять и морскую воду. К сожалению, когда получают повреждения или тонут корабли, на океанской поверхности разливается огромное количество топлива – нефтяные пятна. Какая опасность возникает тогда?

Обучающиеся: От этого гибнут морские животные, растения и птицы, которые кормятся в море. На многие годы приходят в негодность пляжи и берега.

Физминутка.

Вы наверное устали?

А сейчас мы отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже, солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать,

Но пора и меру знать.

Побежим скорее в класс,

Там продолжим мы рассказ.

Работа в группах.

1 группа: Как охраняется вода от загрязнения на промышленных предприятиях?

(Это недопускание попадания в воду растворов удобрений, отходов животноводческих ферм и других вредных веществ.) Каждый человек обязан бороться за чистоту природной воды, в том числе и мы обязаны не загрязнять и не растрачивать воду попусту, думать о будущем нашей планеты.

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с памяткой поведения у водоёма:

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

III Контроль знаний.

Учитель: Давайте подведём итог.

Над какой темой мы сегодня работали?

Без чего невозможна жизнь на Земле?

Что такое очистные сооружения?

Расскажите, как можно дома, в школе экономить воду?

Ответы обучающихся.

IV Итог. Дать положительную оценку каждому школьнику, поблагодарить за работу. Вместе поём нашу песню:

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море,

Пусть всегда будем мы!

Если мы сохраним наши водоёмы, значит будет жизнь на Земле!

Сборник Н.А. Сениной (2016), вариант 3.

Русский писатель К.Г. Паустовский размышляет над проблемой бережного отношения к природе .

Насколько важно сохранить то, что нас окружает? Стремясь ответить на данный вопрос, автор рисует унылый осенний пейзаж: «Леса моросили дождём облетавшей листвы». Даже птичьи крики напоминают «звон разбитого стекла». За всё, происходящее в природе, в ответе человек. Эту мысль К.Г. Паустовский выражает в аллегорической форме, вспоминая сказку корзинщика Прохора об осени. Природа мстит людям за то, что некий Дурак когда-то убил летевшую под небесами иволгу. С тех пор началось осеннее ненастье.

Авторская позиция заключена, на мой взгляд, в словах Прохора: «…надобно нам ничего не портить, а крепко беречь». Писатель убеждён, что охрана природы – дело очень важное и необходимое: как говорит корзинщик, «…а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели».

Во-первых, человек – часть природы, а значит, бережное отношение к ней вполне естественно и разумно. О нашем кровном родстве со всем сущим писал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Получается, что, причиняя ущерб природе, мы вредим самим себе.

Во-вторых, окружающий мир способен воздействовать на нас весьма благотворно. Известно немало случаев, когда человека буквально исцеляет природа. В новелле О. Генри под названием «Последний лист», например, тяжело заболевшая героиня считает оставшиеся листья на плюще. Джонси уверена, что с падением последнего листа закончится и её жизнь. Однако лист отчаянно держится на плюще, сопротивляясь непогоде. Борется за жизнь и Джонси. Получается, что важно оберегать природу ещё и как источник здоровья и энергии.

Таким образом, злободневность затронутой в тексте проблемы очевидна. Природа – наш дом, и мы, разумные существа, должны оберегать его.

«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

– связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
– многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
– человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
– использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности :

– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.

– Что такое “экологический проект”?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1).

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Специфика метода проектов.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

– он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
– является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2.
Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3.
Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

Заключение.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.