Традиции престольных праздников. Храмовый праздник

Престольные праздники – это православные праздники, установленные в память о различных событиях «святой истории», Богородице, святых, в честь которых были воздвигнуты храмы.
На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство православных христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользуется особой популярностью среди жителей данной местности.

Как наш ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ.

12 июля в монастыре престольный праздник и как всегда, очень много желающих помолится в святой обители. И не только из нашего региона, но и с других весей Руси. Сегодня здесь ждут много гостей.

Ну, а если, у вас нет возможности разделить радость праздника с сестрами обидели — заходите на сайт монастыря http://stppmonastir.ru/

Каких только вопросов не задают посетители сайта нашим сестрам:

«Расскажите о монашестве?», «Как к вам приехать?», «Как одеваться, когда едешь в монастырь?…

Монастырь расположен в в 60 км от г.Хабаровска, в селе Петропавловка, на сопке близ Петропавловского озера.

В самом разгаре сезон работ у монашествующих, практически, нет свободного времени. С раннего утра и до позднего вечера сестры трудятся на грядках, на пасеке, в коровнике, на клумбах…

— «В этом году у нас увеличилось количество ульев, большое поле картошки посажено…- рассказывала мне благочинная монастыря сестра Серафима

Помощь в монастыре нужна всегда и на грядках и в подготовке к праздникам. В ноябре 2013 года монастырю исполняется 10 лет.

Если захотите стать соучастниками созидания красоты Божиего мира, поезжайте в Петропавловский женский монастырь. Все там во Славу Господа и молитва и труд, да и польза духовная для себя и своих близких. Расписание движение автобуса есть на сайте.

Храмовые праздники имеют давние традиции в нашей культуре, они торжественно отмечаются каждый год во многих сёлах и городах нашей страны.

Суть престольного праздника - чествование покровителя Христианской Церкви и распространяется на празднование покровителя отдельно взятой церкви. На молдавском языке престольный праздник или храмовый праздник называется Hram. Это слово имеет славянские корни.

В Молдове известно несколько видов престольных праздников: храмовый праздник населённого пункта, церкви, монастыря, дома, семьи и т. д.

Престольный праздник семьи или дома устанавливается при венчании. Молодожены выбирают святого, которого хотят почитать как покровителя своего дома, и названный святой становится покровителем молодой семьи. Так как свадьбы и венчания обычно устраивают в дни больших религиозных праздников, молодые выбирают, как правило, в качестве покровителя святых, празднуемых в этот день: Арх. Михаила, Св. Николая, Св. Георгия, Св. Иоанна, Св. Димитрия, и других. Жених и невеста приносят в церковь икону выбранного святого - будущего покровителя. После венчания икону вешают в жилой комнате новой семьи. Покровителя семьи выбирают на всю жизнь, поэтому часто его называют и покровителем дома. Каждый год семья готовится заранее ко дню своего святого покровителя: наводится порядок в доме и на приусадебном участке, готовятся различные блюда и напитки для праздничного стола. В большинстве городов и сёл этот день начинается с богослужения в церкви за здравие семьи и продолжается приёмом гостей и собственно празднованием. В последнее время престольный праздник дома празднуют не только представители старшего поколения, но и молодые семьи. Эта традиция соблюдается как в сёлах, так и в городах.

Престольный праздник монастыря празднуется в честь святого покровителя главной церкви, даже если на территории несколько церквей. В этот день в монастырь приходит много верующих, паломников, чтобы присутствовать на службе, совершаемой собором священников. Затем всех присутствующих приглашают на трапезу, приготовленную монашеской общиной.

Престольный праздник церкви связан с именем святого покровителя, которого называют при освящении места для строительства данного храма. Считается, что этот святой будет защитником святой обители и жителей всего города или села. Храмовый праздник села ежегодно отмечается в большинстве населённых пунктов страны, обычно, в день Престольного праздника церкви, построенной в селе первой - главного Храма села. По традиции, на Храм гостей не приглашают, хотя встречают их с радостью. В день празднования в гости приходят друзья, родственники, соседи из других сёл, с которыми устанавливались добрососедские отношения.

В народе считают: если соблюдать обычай празднования этого дня, святой покровитель защитит их от несчастий. Если в городе несколько церквей и у каждой есть свой покровитель, то престольный праздник посвящается только одному святому покровителю. Например, в Кишиневе много церквей и соборов, но храмовый праздник города отмечается 14 октября , в честь Покрова Божией Матери.

В старину храмовый праздник села отмечали три дня, поэтому появилось выражение: «На престольный праздник три дня стоять оглоблей телеги к дому и ещё три дня - оглоблей к воротам». Сегодня Храм празднуют один день.

За несколько дней до праздника хозяйки начинают подготовку дома - белят, убирают, запасают продукты для праздничного стола, который в каждом селе имеет свои особенности. На храмовый праздник люди идут к святой литургии, после которой раздают милостыню.

В этот день молодежь устраивает гулянье, танцы, приглашая известных музыкантов. На гулянье идет всё село, здесь встречаются, общаются, приглашают друг друга в гости.

Храмовый праздник как культурный феномен является проявлением традиции гостеприимства, характерного для нашего культурного пространства. Основываясь на исторических документах, можно утверждать, что этот праздник является постоянным атрибутом молдавской культуры на протяжении последних нескольких веков. Празднование храмового праздника является культурной моделью, общей для всех жителей нашей страны.

Престольный (храмовый) праздник - это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия - храмовые, престольные - говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно - Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее - Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила - Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка - Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла - Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского - Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.