А как на Руси Рождество праздновали? НОД план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество Конспект НОД по программ

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение №16

Министерства обороны Российской Федерации

г. Вольск-18

Утверждаю

Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ

«___» _________2013 года

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы

Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

воспитатель

Образовательные задачи:

Дать понятие о духовно – нравственном воспитании

Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.

Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.

Словарь: ангел, Рождество, «колядки», колядовать, Вифлиемская звезда, волхвы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации «Добрый мир», Киещенко «Колядки», чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество», рабочая тетрадь «Добрый мир», О. Ефремова «Рождество Христово», разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир»

Материал: «Ясли», маски, кукла, русские - народные костюмы, открытки, диск «Добрый мир», музыкальный центр, книга №4 «Добрый мир».

Ход занятия.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на нарядную группу, и в чём одеты сами дети.

Вос-ль: Дети когда у нас нарядная, красивая группа и вы все радостные, весёлые, значит у нас сегодня….

Дети: Праздник!

Вос-ль: Верно, ребята, праздник!

А что такое праздник?

Примерные ответы детей

Дети: Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу.

Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.

Вос-ль: Дети сегодня у нас с вами не простое занятие.

День сегодня не простой,

День сегодня святой.

В группу заходит ребёнок «Ангел».

Ангел: Я пришла вам сообщить, что на Востоке засияла новая звезда. Она указывает путь, где родился Младенец, это радость и торжество всему миру.

Вос-ль: Ребята, а вы хотите узнать, кто же этот Младенец?

Дети: Очень хотим!.

В давние времена в далёкой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть, что родился Младенец – Спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в городе Вифлиеме, Мама Мария, укутав его, положила в «ясли» - так называлась кормушка для скота.

Воспитатель показывает детям «ясли» с младенцем.

Дева – мать, склоняясь над ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым,

Звёздным покрывалом.

Вот тогда и зажглась особенно яркая звезда, которая указывала путь к пещере волхвам и пастухам. И она привела их к Младенцу, которого назвали Иисусом

Помню я как в детстве первый раз

Слушала о Рождестве рассказ

Я была взволнована до слёз

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере на соломе.

Дети встают и поют песню «Вифлиемская звезда»

Садятся на стульчики

Выходит Ангел читает стихотворение «В Вифлиеме»

Я умом ходила в город Вифлиеем,

И была в вертепе и видала в нём,

Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог

Родился во хлеве и лежит убог.

И тогда я Деве задала вопрос,

Отчего так плачет Маленький Христос?

Дева мне сказала: «Плачет Он о том,

Что Адам и Ева взяты в плен врагом.

И что образ Божий, данный их душам,

Отдан в поруганье злобнейшим врагам….

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел:

«Христос народился

С нами Христос».

Все: Радуйтесь! Радуйтесь! Радуйтесь!

Вос-ль: Чудесные события этой ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

День рождения Иисуса, т. е. Рождество – это праздник детей и взрослых: с песнями, стихами, играми, с сиянием свечей и запахом ёлки.

Мы собрались на Святое Торжество,

Будем славить в стихах Рождество.

Стихи (читают дети).

Рождество наступит скоро.

Рождество наступит скоро -

Прочь обиды все и ссоры.

Светлый праздник наступает –

Вся земля его встречает!

А как рады ребятишки

И девчонки и мальчишки:

На Рождественские святки

Будут петь одни колядки!

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова!

Он весёлый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

Скоро Рождество

Скоро Рождество. Ждёт хороших дел,

Ёлочку зажгут. Добрых, честных глаз,

И волхвы дары Ждёт любви к родным,

Богу принесут. Жалости к больным,

Ну, а что же вы Состраданья к бедным,

Припасли Ему? Слабым, пожилым.

Что могли бы вы Ангелы над злыми

Подарить Ему? Горько слёзы льют,

Приходите – Он А над миротворцами

Ждёт в вертепе вас, Ласково поют.

Рождество Христово.

Рождество Христово-

Светлый праздник, чудный.

Спит давно природа, спит сном беспробудным.

Вся земля в снежинках

Ярких и искристых, веточки деревьев

В пухе серебристом.

Звонкие синички

По ветрам порхают,

Христа Бога славят,

Звонко распевают.

Снег голубоватый,

Розовый, лиловый

Все: нынче праздник чудный-

Рождество Христово!

Вос-ль: Молодцы, очень красивые стихи. Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да, хотим.

Вос-ль: Тогда поехали на «карусели»

Игра «Карусели» дети встают вокруг петушка берутся за цветные ленточки. Садятся на стульчики.

Вос-ль: Славянские народы сочиняют красивые песни о Рождестве. Эти песни называются «Колядками». Колядки поют, заходя в каждый дом: славят Христа, рассказывают о его рождении.

Христославов щедро одаривали сладостями.

Давайте споём вместе: дети встают и идут на встречу гостям.

Коляда, коляда зашла к нам в ворота –

А за ней мороз, через тын пророс.

Мороз не велик, да стоять не велит,

Не велит мороз стоять,

Нам пора «Колядовать».

Колядование детей в масках.

Дети одаривают гостей. (фигурными печеньями)

Анализ и итог занятия.

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)

Веселые Петрушки…(да)

Большая хлопушка…(да)

Сушеная лягушка…(нет)

Разноцветные флажки…(да)

Мясные пирожки…(нет)

Яркие картинки…(да)

Рваные ботинки…(нет)

Рыбки золоченые…(да)

Колбаса копченая…(нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!

Программное содержание:

  1. Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
  2. Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
  3. Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
  4. Создать радостное настроение для детей.

Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".

Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Правильно.

А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А вам нравится зима? Чем она вам нравится?

Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)

Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.

А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)

Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)

Для чего они это делают?

Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)

А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)

Вспомните слова, которые говорят колядовщики.

Коляда, коляда

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с хохолком.

А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)

Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.

Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)

К этому празднику готовится вся семья.

Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)

Что является главным символом Нового года? (Елка.)

Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)

Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)

Вам понравилась песня?

Чем она вам понравилась?

Какая она по характеру?

О чем поется в этой песне?

Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)

Кто из вас знает, что означает слово Рождество?

Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.

А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?

Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.

Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?

(Дети делятся самостоятельно на две команды.)

Первая игра называется "Слова".

Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".

Молодцы, понравилось собирать слова?

А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".

Снег волшебный это хорошо,

Не растает он в руках у вас ни за что!

И играть в него легко.

Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.

Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)

Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.

Как вы думаете, какая из них Рождественская?

Чем они отличаются?

А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)

Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?

Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.

Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?

Никто его не знает? Но все наверно видели.

Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.

А как вы думаете, как изображали ангелов?

Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.

Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.

Каким цветом вы их разукрасили?

Почему у них такие лица вы нарисовали?

Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.

МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ

Конспект занятия в старшей группе

тема: «Рождество Христово»

Выполнил:

Дамбаева Н.Р.

г.Улан-Удэ

Январь, 2018г.

Цель:

Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике «Рождестве Христовом » .

Задачи:

  1. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.
  2. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ёлочка, репродукции с картин о Рождестве Христовом, фонограмма музыки Рождественского хоровода, материал к ручному труду.

Ход занятия:

Воспитатель:

Рождество Христово

Празднуем сегодня

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

7 января в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила младенца Иисуса Христа. Его люди называют богом спасителем. Когда родился спаситель, появилась на небе чудесная Вифлеемская звезда.

Этот праздник всегда встречают праздничным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступает Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

« Христос рождается, славите - несётся над Вселенной, - « Христос с небес , встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют того, чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой» .

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше.

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи -

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Сегодня я хочу познакомить вас с преданием Е. Ивановской.

Вы узнаете о том, почему люди – христиане стали украшать елочку.

«Предание о первой Рождественской елке » Е. Ивановской

Когда родился маленький Христос , и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу :

Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру : пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос !

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал :

Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа .

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос , и шептали друг другу :

Тс. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить.

И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала :

Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо : тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос , спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом :

Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель : Ребята, что случилось в пещере?

Кто прилетел в пещеру?

Что сказали ангелы?

Что принес ангел с юга?

Что принес другой ангел с севера?

Почему опечалилась елочка?

Какое чудо произошло?

Воспитатель : Давайте, ребята, все вместе сделаем венок к Рождественскому празднику.

(Воспитатель приглашает детей за столы, обращает внимание на картинку с изображением Рождественского венка. На столах приготовлены шаблоны рукавичек, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, нитки, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.

Вместе с детьми воспитатель обсуждает предстоящую работу.)

Дети выполняют работу.

Ребёнок 1.: Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали :

Для людей – благоволенье,

Мир и правда - для земли!

Ребёнок 2.: Ангел нынче нам спустился

И пропел : « Христос родился » .

Мы пришли Христа прославить ,

И вас с праздником поздравить.

Ребенок 3 : Радуйтесь, все люди

На большой планете,

С нами Бог, любовь и правда,

Христославьте , дети!

Воспитатель : Давайте все вместе встанем в хоровод и споем :

« Рождество »

слова П. Дзюбы, музыка Т. Потапенко

1. Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная елочка

Украшает дом.

Припев : Рождество , Рождество ,

Елка светит ярко,

Рождество , Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка веселая,

Заиграй смелей-

Славим Иисуса мы

Песенкой своей

2. Звездочкой рождественской

Счастье входит в дом,

Поздравляем с праздником –

Светлым Рождеством !

Припев тот же.

Воспитатель : Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес.

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот…

Зажжется первая звезда-

И к нам Христос сойдет .

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир!


Предварительный просмотр:

План - конспект НОД для детей 6 - 7лет по познавательному развитию

Тема: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

Подготовительная группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Праведный Симеон», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

5. Наблюдение за звездами на вечернем небе.

Материал и оборудование:

звезды, вырезанные из бумаги, подвещенные к крестовинам; «Звезда – мозаика» (разрезная); угощение для чаепития; рождественская елка.

Программное содержание:

1. Закрепить и уточнить знание детей о таком православном празднике, как Рождество Христово, и о его значении.

2. Расширить духовный мир ребенка.

3. Создать атмосферу радости, эстетического удовлетворения от встречи с произведениями устного народного творчества, гордости и уважения к культуре своего народа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – звезды! Но посмотрите, и у нас в группе тоже висят звездочки! Все ли они одинаковые?

(Дети разглядывают звезды, подвешенные на крестовинах, отмечают,

что одна из звезд – самая яркая, большая)

Воспитатель: Верно, ребята, одна из звезд ярче и красивее. А кто-нибудь знает, почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: В Вифлееме, когда родился Иисус, взошла особенно большая, красивая и яркая звезда. Она так освещала землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. Мы с вами уже много чего узнали про Рождество Христово, познакомились с историей возникновения этого праздника. Скажите, а без чего мы не можем себе представить празднование Рождества и Нового года?

(Ответы детей)

Воспитатель: Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождество… Послушайте удивительную историю!

В Рождественскую ночь ангел возвестил радостную весть: «В городе Вифлееме родился Спаситель Христос!» Первыми услышали эту новость пастухи. Они заплакали от великой радости, упали на колени, первыми поклонились родившемуся Спасителю и всем рассказали об услышанном от ангела. Обрадовались все: и люди, и звери, и птицы, и даже растения.

Соседний лес тоже услышал радостную весть. Заволновались все деревья. Им тоже захотелось поклониться Спасителю – Младенцу. Но больше всех повезло тем деревьям, что осеняли пещеру, где родился Спаситель. Это оказались три дерева, стоящие у самого входа в пещеру. Им хорошо были видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Предложила пальма: «Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и принесем Ему наши дары». Елка взмолилась: «Возьмите и меня с собой!». «Куда тебе с нами?!» - ответила ей пальма. Маслина ее поддержала: «И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иголки и противная липкая смола». Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны, произнеся: «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день». А маслина наклонила свои ветки и с них закапало душистое масло. Одна лишь елка осталась на своем месте. «Они правы, - подумала ель. – Где мне с ними сравниться? Я ведь такая бездарная, ничтожная. Достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?». Но ангел услышал разговор деревьев, увидел гордость пальмы и маслины и скромность елки. И сказал тогда ангел: «Своей скромностью ты унижаешь себя, милая елка. Но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!». Ангел взглянул на небо – темное небо было усеяно сверкающими звездами. Он сделал знак – и одна звезда за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки. И скоро вся она засияла блестящими огоньками. А когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер привлек Его внимание, а сияющая елка. «Ты – доброе деревце, - сказал ей ангел, - и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год, как и теперь, ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого Рождественского праздника!».

С тех пор люди празднуют Рождество Христово, веселятся и прославляют его, наряжают рождественскую елку.

Какая чудесная легенда! И есть очень хорошее стихотворение при эту елочку.

Отчего ты, елочка, грустна?

Ты зимой и летом зелена!

Я грущу, что нету у меня обновы

И мне не в чем встретить Рождество Христово!

Вся природа славит рождение Христа! –

Вдруг с небес упала яркая звезда,

Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,

И они сверкнули на ветвях у елки.

Засмеялась елочка: - Вот я и готова

Встретить с Божьим миром Рождество Христово!

Т.Шорыгина «Елочка»

Воспитатель: А теперь немного отдохнем. У нас тоже есть звезда, но она также рассыпалась на мелкие осколки, надо ее сложить, чтобы получилась целая звезда!

(Физминутка)

Воспитатель: А еще хотите поиграть? Игра называется «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибаться. Готовы?

Вот и праздник наступил,

Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит –

На ветвях ее висит:

Звездочка – верхушка?

Звонкая хлопушка?

Петенька – Петрушка?

Мягкая подушка?

Белые снежинки?

Яркие картинки?

Шар из паутинки?

Старые ботинки?

Плитки шоколадки?

Кони и лошадки?

Зайчики из ватки?

Варежки-перчатки?

Красные фонарики?

Хлебные сухарики?

Яркие флажки?

Шапки и платки?

Яблоки и шишки?

Колины штанишки?

Вкусные конфеты?

Свежие газеты?

Воспитатель: А ведь звездочки наши что-то шепчут мне! Хотите узнать? Оказывается они еще и загадки для вас приготовили! Отгадаем?

(Дети снимают по одной звезде, на обратной стороне которых написаны загадки.

Воспитатель читает загадку, дети отгадывают).

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка. (сани)

Глянули в оконце – летит белое суконце. (снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен,

По дворам пробежал,

Все окна расписал (мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (лед)

Пышная красавица,

Острая иголка.

Выросла в лесу она

И зовется… (елка)

Вокруг елочки зеленой

Веселится весь народ.

Он зимой приходит в гости

Его имя … (Новый год).

Где родился Иисус Христос? (В Вифлееме).

Как звали мать Иисуса Христа? (Мария)

Как называется день накануне Рождества? (Сочельник)

Как люди узнали, что родился Иисус Христос? (Ангел возвестил о рождении Спасителя)

Кто первым пришел поздравить Божьего Младенца? (пастухи)

Что подарили Иисусу Христу мудрецы? (золото, ладан и мирту).

Какие деревья принесли свои дары Младенцу Божьему? (пальма, маслина, ель)

Чем отличается новогодняя елка от рождественской? (рождественскую ель обязательно украшают звездой)

Какой цвет является символом Рождества?

Воспитатель: Ух, как хорошо-то вы умеете загадки отгадывать. А попробуйте-ка отгадать следующие:

Есть игра одна для вас.

Я начну стихи сейчас.

Я начну – а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Снег на улице! Ура!

На дворе стоит… (мороз)

И свисает низко-низко

С крыши хрупкая… (сосулька)

Мир раскрашен белым цветом,

Так бывает только… (зимой)

В эти дни нас ждет веселье –

Чудный праздник… (Новый год)

Будто только что с мороза,

Вся блестит в огнях … (елка)

И подарки – не зевай!

Раздает всем дед… (Мороз).

Воспитатель: В России, как и во многих других странах, Рождество – праздник семейный. Его стараются провести в кругу близких, при свечах, за богатым столом. Дети всегда ждут от Рождества не просто подарков, игр, веселья – ждут настоящего чуда. И, конечно, в этот праздник у всех дома стоит наряженная рождественская елка – символ неувядающей жизни. Рождественская елка отличается от новогодней тем, что венчает ее серебристая звезда в память о той самой звездочке, что указала путь к месту рождения Сына Божьего.

Накануне Рождества в старину готовили много вкусных угощений и вечером, когда на небе зажигалась первая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По улицам ходили ряженые. Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски. Люди веселились: плясали, гадали, ходили колядовать. Колядовать – это значит ходить по домам и славить Господа нашего – Иисуса Христа. В народе об Иисусе Христе было сложено много песен – они назывались колядками. Их-то и пели, когда приходили в дом. Разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их. И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка и здоровья.

Вот такое оно – наше Рождество. Чистое, удалое, веселое, ряженое, таинственное и загадочное. Праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно вершиться ежегодно в этот день.

И давайте пожелаем друг другу счастья, здоровья, добра. А еще в этот день, ребятки, зажигают свечку и загадывают самые заветные желания. Вот я сейчас зажгу свечу… А вы загадайте желание!

(Дети поочередно берут в руки подсвечник со свечкой и произносят свои желания)

Воспитатель: Хорошие желания вы загадали! И какой же праздник без чаепития и угощений? Я приглашаю вас за стол.

Проводится чаепитие